Советы родителям "Психотерапия неуспеваемости" (по материалам О. В. Полянской, Т. И. Беляшкиной)
Правило первое: не бей лежачего. «Двойка» - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
Правило второе: не более одного недостатка в минуту. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем. Остальное будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.
Правило третье: за двумя зайцами погонишься ... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.
Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.
Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка - это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»
Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка - и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».
Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.
Адаптационный период связан со стрессом. Для того чтобы ребенок не стал отстающим, нужно готовить его к обучению в школе еще в семье и в детском саду. Углубленная подготовка даст возможность ребенку получить удовлетворение от собственных знаний, поверить в свои силы.
Как сформировать положительное отношение к школе?
Особое место занимает формирование ожиданий и установок ребенка на поступление в школу. Здесь очень важно «не перегнуть палку». Не следует обещать, что ребенка ждут лавры успеха, важно настроить его на ежедневный труд, но недопустимы высказывания типа «что же ты будешь делать в школе?».
Напротив, внушайте детям:
· ты сможешь все, если немного постараешься;
· в школе можно многое узнать и многому научиться, стоит только захотеть;
· в классе можно найти хороших новых друзей, хотя вероятно, что не все дети в классе тебе понравятся.
Объясните детям, сто сначала они могут скучать по детскому саду, дому, все «школьное» может показаться им чужим. Это чувство быстро пройдет, и они привыкнут к новой обстановке.
Вспомните о своих чувствах и переживаниях в первом классе и поделитесь ими с ребенком.
Настройте детей на то, что у них будут новые обязанности.
Подчеркните, что они подросли, стали взрослее. Это означает, что им будут больше доверять и больше с них требовать.
Поощряйте двигательную активность ребенка, дайте возможность «выплеснуть» эмоции во время игры, не слишком ругайте первоклассника за неспособность сидеть на уроках неподвижно. Никогда не наказывайте за неуспеваемость, этим вы только уничтожите остатки мотивации к обучению. Не все дети одинаково быстро привыкают к школе и проявляют свои потенциальные возможности. Они должны постепенно входить в режим обучения.
Старайтесь не делать необоснованных запретов на тот или иной вид деятельности ребенка. Очень часто сами взрослые не могут дать логичного объяснения тому или иному запрету. Почаще вспоминайте себя в детстве: тогда, когда вас огорчали некоторые запреты и вы считали отношение к вам родителей необъективным. Постарайтесь, чтобы в жизни вашего собственного ребенка таких огорчений было меньше.