Советы родителям первоклассников

25.01.2014 17:46
 

 

Советы родителям первоклассников

(по Ж. Е. Олкониной, М. Н. Ивановой, И. А. Нахаловой)

 

      Часто приходится слышать от родителей такое обращение к сыну или дочери: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». В этой фразе ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят «только если». Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания - главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка - и он укрепится в добре, накажешь — и зло отступит. Но вот беда, не всегда безотказно действуют эти средства. Кто не знает такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится? Почему? Просто воспитание - это вовсе не дрессура.

Давно доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому - одна из фундаментальных человеческих потребностей.  Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития человека Эта потребность удовлетворяется, если вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения могут быть и невербальными - они содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, не говоря уже о прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас есть!», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома» и т.п. Психологи рекомендуют обнимать ребенка не менее 4 раз в день, поскольку это необходимо малышу просто для выживания, а для хорошего самочувствия ему нужно не менее 8 объятий в день. И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому,

Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервные, психические заболевания. Итак, безусловно, принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник, а за то, что он есть!

Значит ли это, что вы не должны сердиться на ребенка? Нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать особым образом. Вот некоторые правила:

•   можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом;

•   можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были: раз они возникли, значит, для этого есть основания;

•   недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в неприятие его.

Можно предложить несколько практических упражнений:

1.Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течение дня (а лучше 2-3 дней) постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько - с отрицательными (упреками, замечаниями, критикой). Если количество отрицательных обращений равно числу положительных или превышает его, то с общением у вас не все благополучно.

2.Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: он приходит домой из школы, и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь вам будет легче сделать это на самом деле, до всяких других слов и вопросов.

3.Обнимайте вашего ребенка не менее 4 раз в день.