Самоанализ подготовки и проведения новогоднего кукольного спектакля «Рукавичка»

19.01.2014 21:40

Самоанализ  подготовки и проведения  новогоднего кукольного спектакля «Рукавичка»

Время проведения: ноябрь - декабрь, 2011 г.

Премьера спектакля: 30 декабря.

Число участников: 24 уч-ся, 10 родителей, зрители - 26 человек(родители)

 

Введение. Актуализация

В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Это способствует эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, родителей и учителей, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс “я не умею” – все это удивляет и привлекает.

Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. “Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение”.

Кукольный театр с незапамятных времен привлекает к себе детей, необычность зрелищ захватывает их, переносит в совершенно особый, увлекательный мир. Условность, к которой дети привыкли в своих играх, помогает им не замечать далеко не совершенные жесты кукол, они очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Игра в театр развивает творческую фантазию и выдумку.

Детей очень заинтересовала театральная жизнь. Они с большим интересом и увлечением стали изучать дополнительную литературу и решили организовать свой классный кукольный спектакль  “Рукавичка”.

Был разработан проект кукольного спектакля “Рукавичка ”.

Цель проекта: создание условий для формирования эстетического отношения обучающихся к миру и себе, обогащения их духовного опыта; сплочению детского и взрослого коллективов.

Задачи:

– развивать творческие способности детей;
– формировать коммуникативную компетентность;
– расширить познавательный интерес;
– обогатить деятельность в часы досуга.

Принципы, лежащие в основе проекта:

– доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

– наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

– научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

“от простого к сложному” (от спектакля с использованием пальчиковых кукол до более сложной постановки спектакля с использованием кукол – марионеток)

Приоритетные формы организации занятий:

– ролевая игра;
– деловая игра;
– диспут;
– спектакль.

По желанию учащихся класса было сформировано 7 творческих групп:

1 группа: “Литературоведы” (подбор литературного произведения для постановки).

2 группа: “Костюмеры” (подбор кукол для выбранного спектакля).

3группа: “Художники – оформители” (изготовить ширму, декорации для кукольного спектакля).

4 группа: “Кукловоды”

5 группа «Голоски» (озвучивание роли)

6 группа «Кассиры и контролеры» (изготовление театральных билетов, проверка билетов у зрителей)

7 группа « Рекламное агентство» (изготовление афиши, реклама спектакля)

Занятия над проектом предполагает мобильность группы, предусматривает сочетание традиционных и не традиционных методик воспитания детей средствами театра.

Данный проект поможет детям почувствовать себя “артистом”.

Результат

В результате реализации проекта:

  1. Дети познакомились с понятием “театр как вид искусства”, с видами театра и их особенностями, с правилами поведения в театре.
  2. У детей начнут формироваться основные навыки театрального мастерства: умение перевоплощаться, удерживая образ в позиции активного наблюдателя и при смене его позиций; свободно и раскрепощенно общаться, держаться на сцене, находить пластику соответствующую разным состояниям персонажа, пытаясь воссоздавать сценическую иллюзию, передавать переход из одного состояния в другое.
  3. Умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии.
  4. Умение передавать характеры героев пластикой и голосом.
  5. Развивается сфера чувств, чуткость к сценическому искусству, готовность к творчеству, коммуникабельность, сплочению детского и взрослого коллективов.
  6. Формируется выразительная, грамотная сценическая речь.

Новогодний спектакль «Рукавичка»

Цель и задачи:

– Укрепление традиций семейного воспитания через приобщение к театральному искусству.
– Активизировать эмоциональное восприятие художественного слова, настроений, характер образов.
– Прививать художественный вкус, любовь к театральному искусству.
– Формировать творческую активность, общую систему духовных ценностей.

Место проведения: класс, украшенный к новому году.

Оборудование: ширма  спектакля, декорации (деревья, звери),пригласительные билеты, колокольчик, 2 трубы, избушка с окошком.

Звуковое сопровождение: фанфары.

Цели и задачи реализованы.