"Почта вчера и сегодня "

23.01.2014 17:08
 


 

Почта вчера и сегодня

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................................................................... 3

§ 1. История развития русской почты.............................................................. 3

§2. Занимательные факты зарождения и становления почтовой службы............ 10

§3. Словарь почтовых слов........................................................................... 15

Заключение................................................................................................. 16

Литература.................................................................................................. 17

Приложение

 

Введение.

Актуальность темы. Русская почта - одна из старейших в Европе, она зародилась в самом начале образования Киевской Руси в 1Х-Х вв. Само слово почта произошло от латинского «станция в пункте». Учитывая роль российской почты в историческом развитии государства, в 1994 году президент России Б. Н. Ельцин учредил профессиональный праздник почтовых работников - «День российской почты», который отмечают ежегодно во второе воскресенье июля. Другим президентским указом в 1997 году были восстановлены геральдические традиции российской почты - эмблема и флаг.

Изучение данной темы мы начали с практической части - наблюдением за работой одного из филиалов почты России: УФПС Челябинской области - филиал ФГУП «Почта России».

В сентябре 2008 года наш класс побывал на экскурсии в Челябинском музее почты, где мы смогли продолжить работу над данной темой. Мы своими руками прикоснулись к предметам, связанным с историей почты. Это были почтовые бубенцы, старые почтовые марки, письма разных лет, форменная одежда почтальонов, разнообразные счетные машинки, облегчающие работу почтовых служащих. В «Музее почты» мы познакомились с геральдикой почты России: гербом и флагом. /Приложение А/

Цель работы: привлечь внимание к работе почты, показать её значимость в наши дни.

Задачи работы:

1)      познакомить общество с ролью почты в развитии государства, историей её развития,

2)      показать работу почты в прошлом и настоящем.

§1. История развития русской почты.

Русская почта зародилась в самом начале образования Киевской Руси в 1Х-Х вв. В те времена крестьянство обкладывалось специальной повинностью, которая называлась "повоз". Население обязано было поддерживать в порядке дороги, предоставлять для государственных нужд подводы с лошадьми, продовольствие и проводников. В дальнейшем «повоз» стал основой для создания почтовых служб.

С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал «письмо» со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. [1,3] Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим «в письме сказано», чем «в письме написано».

Проводя раскопки в Междуречье, археологи нашли самое древнее и самое тяжелое любовное письмо. Оно было высечено на камне весом 16 кг.

Великие державы древности - Ассирия, Египет, Персия, Рим, государство инков -имели развитую, хорошо организованную почту. По мощеным дорогам и караванным тропам день и ночь курсировали гонцы. Они сменялись или меняли лошадей на специально построенных станциях. 2500 лет назад уже применялся эстафетный способ передачи писем от гонца к гонцу.

Пересылка вестей на территории России известна с древнейших времен. Еще в I тысячелетии до нашей эры греческие историки упоминали о передаче сообщений у народов, обитавших в Северном Причерноморье и Средней Азии - скифов, сарматов, саксов и массагетов.

В последней четверти IX в., почти в самом начале существования Киевской Руси, закладываются основы русской почты - одной из старейших в Европе. В один ряд с нею по времени возникновения можно поставить только службы связи Великобритании и Испании.

В 1266 г., почти на 100 лет раньше, чем в Еермании - стране с наиболее развитой по тем временам почтой, появляются первые правила проезда гонцов по русским землям. Почта тогда стала неотъемлемым звеном государственной административной машины и средством связи между образованными людьми.

Особое место в русской истории занимает почта Великого Новгорода Х1-ХУ вв. Находки в последние годы десятков берестяных писем-грамоток, доставленных по каналам связи, позволяют говорить не только о почти поголовной грамотности новгородцев, но и о существовании в боярской республике развитой системы пересылки частной корреспонденции.

Татарское нашествие принесло неисчислимые беды русской земле. Приостановилось развитие почты. Долгие годы отечественная система связи находилась на уровне XIII в. Единственно, что русские позаимствовали у поработителей, так это новое название почты -ямская гоньба.

С конца XV в., после того как Русское государство сбросило оковы татаро-монгольского ига, начинается расцвет ямской гоньбы. Появляются первые почтовые учреждения, возникает новый вид почтовых услуг, оказываемых населению, - платная доставка судебных повесток-повозок. Иностранцы, посещавшие Московию, еще в первой четверти XVI в. называли русскую систему связи «почтой», хотя на Руси это слово стало широко применяться только с середины XVII в. [1, 3]

Большой вклад в развитие русской почты внес выдающийся государственный деятель А. Л. Ордин-Нащокин. Под его руководством была создана регулярная почтовая гоньба для доставки частной корреспонденции. Ее развили и улучшили в конце XVII - начале XVIII вв. Регулярная доставка писем осуществлялась из Москвы в Архангельск, Петербург, Астрахань, Азов, Киев и даже через всю Сибирь в Кяхту к китайской границе.

Первые линии регулярной общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в «немецкие» страны. Так иногда русские люди называли земли, где говорили на непонятных нашим предкам «немых» языках. Отсюда и пошло наименование первых почт в Ригу и Вильно (Вильнюс) - «немецкая», в отличие от ямской, обслуживающей внутренние линии. Рижскую и виленскую почты иногда именовали «купеческими», потому что на первых порах их деятельности основную массу корреспонденции, отправляемой за рубеж, составляли письма иностранных купцов. «Немецкую» почту от западноевропейских отличало, в первую очередь, то, что она являлась государственным учреждением, тогда как на Западе получила широкое распространение система доставки писем частными предприятиями, среди которых особого могущества достиг почтовый дом Турн-и-Таксисов.

Не в пример «немецкой», сфера деятельности ямской почты широко распространялась по всей России. Только ее линии проходили в Сибири, на юге страны, на Украине и в Белоруссии.

Существование параллельно двух почтовых систем - «немецкой» и ямской - создавало множество неудобств и приводило порой к совершенно нелепым вещам. Например, одно время из Москвы в Петербург ходили две почты: «немецкая», доставлявшая только купеческие письма и правительственные бумаги, и ямская, возившая, кроме правительственной почты, корреспонденцию местных административных учреждений и грамотки дворян. Причем ямская служба взимала за свои услуги с отправителей писем значительно меньше денег, чем «немецкая». Такое положение дел нельзя было считать нормальным, поэтому с середины XVIII в. начинается слияние обеих служб.

Огромное значение для развития отечественной почты имело установление линий связи с губернскими городами. Впервые они организуются

в 1712 г. для сношений Сената с наместниками отдельных областей. А спустя короткое время губернские почты переходят в подчинение Ямской канцелярии и становятся общедоступными. Ямской почтамт в Москве доставлял государственную и частную корреспонденцию по всей России - от Минска до Якутска. Ему подчинялась также «фруктовая» почта, возившая из Астрахани в Петербург не только письма, но и виноград, арбузы, дыни к царскому столу. Со второй половины XVIII в. почтовые линии подходят к некоторым уездным городам, особенно к тем, которые являлись промышленными центрами или местами добычи таких жизненно необходимых полезных ископаемых, как, например, поваренная соль или железная руда. На местных линиях почтальоны чаще всего от города до города ходили пешком. [1,3]

С доставки ратных вестей началась русская почтовая связь, но военно-полевой почты, как таковой, долгое время не существовало. Перевозка военных сообщений выполнялась случайными людьми, ненадежны были дороги, зачастую отсутствовали средства передвижения. Если в районе боевых действий плохо обстояло дело с организацией почтовой гоньбы, это сказывалось порой и на ходе войны. Только с конца XVII в. в России начинает создаваться институт военных почтальонов, которые непосредственно входили в штаты полков и соединений действующей армии. Существование связи такого рода узаконил «Воинский Устав» Петра I, в который вошла статья «О чине полевой почты».

До конца XVII в. в России для запечатывания мешков с корреспонденцией применялись различные печати: приказные, воеводские, таможенные, личные штемпеля почтмейстеров. На рубеже XVII-XVIII вв. вводятся специальные почтовые печати сначала на «немецкой», а затем и на ямской почтах. Закладываются основы унификации почтовых отправлений, оформления их внешнего вида по единому образцу. В конце XVIII в. появляются специальные штемпеля, оттискиваемые краской на каждом отдельном письме.

В этот же период начинается подготовка к введению единой почтовой документации. В конце XVII - начале XVIII вв. вся корреспонденция записывалась в почтмейстерских книгах. С 30-х годов XVIII в. появляются специальные реестры на письма.

В начале 70-х годов XVIII в. прокладываются «образцовые» почтовые линии в Прибалтику и Белоруссию. С их созданием связан огромный по своей значимости документ -«Проект о заведении почтовых станов и должности содержателей», на основе которого почти 80 лет составлялись правила организации почтовой гоньбы. На «образцовых» почтах впервые создается должность содержателя станции, известная впоследствии под названием «станционный смотритель». С 1773 г. русская служба связи начинает повсеместно принимать для пересылки векселя и деньги. В то же время зарождаются новые термины: эстафета, постпакет, куверт (конверт), почтовый колокольчик, тройка. И самое главное - почта наконец-то стала доходным предприятием. Указы 1770 и 1772 гг. предусматривали создание линий почтовых дилижансов или, как их тогда называли, «тележной почты». Однако практического применения эти проекты не получили, так как доходы от введения почтовых фургонов не покрывали расходов на их содержание.

1782 г. стал этапным в развитии отечественных средств связи. В тот год ликвидируются «немецкая» и ямская почты. Все средства доставки корреспонденции сливаются в единую организацию, управляемую Главным почтовых дел правлением. Старая почтовая система, ставшая тормозом на пути прогресса, была уничтожена. Потребовалось почти 900 лет со времени первого упоминания о посылке вестника на Руси, чтобы почта по своей форме и организации приблизилась к той, которой мы пользуемся сейчас.

С почтой XVIII в. тесно связаны имена многих выдающихся государственных деятелей. Среди них дипломаты П.П. Шафиров и А.А. Безбородко, историк и горный инженер В.Н. Татищев, полководцы Б.П. Шереметев и З.Г. Чернышев. [1, 3]  В 1802 году, в связи с учреждением в Российской империи министерств, Главное почтовое управление было присоединено к Министерству внутренних дел. После реформы 1830 года в почтовой отрасли произошли важные изменения: введение городской почты, осуществляющей доставку почтовых отправлений в городах; устройство сообщений для перевозки пассажиров в колясках; новые формы содержания почтовых станций; приведение к единообразию производство почтовых операций. В 1834 году между Санкт-Петербургом и Москвой было завершено строительство первого шоссе. Со временем и другие главные дороги страны были переоборудованы в шоссейные, что дало возможность объединить перевозку почты с перевозкой пассажиров.

Крестьянская реформа 1861 года и создание Земского самоуправления позволили организовать почту для обслуживания всего сельского населения. С 1865 года земства начали организовывать собственные почты. Несмотря на многие запреты и ограниченность в средствах, земская почта получила большое распространение и в конце XIX столетия существовала в 190 уездах. Наибольшего развития земские почты достигли в Вологодской, Казанской, Новгородской, Пермской и Самарской губерниях.

В 1874 году по договоренности между 22 государствами, в число которых входила и Россия, был образован Всемирный почтовый союз. Союз позволил установить непосредственные почтовые отношения между странами-участницами. В 1884 году, в целях сокращения расходов по содержанию почтовых и телеграфных контор, Почтовый и Телеграфный департаменты были объединены в единое Главное управление почт и телеграфов в составе Министерства внутренних дел. К концу XIX столетия практически все районы Российской империи были охвачены регулярной почтовой связью. После падения российской монархии в феврале 1917 года Временное правительство Керенского переименовало Главное управление почт и телеграфов в Министерство почт и телеграфов.

После прихода к власти в ноябре 1917 года большевиков Министерство почт и телеграфов было переименовано в Народный Комиссариат почт и телеграфов. В марте 1918 года Народные комиссариаты вместе с руководством страны переехали из Петрограда в Москву, ставшую столицей государства.

За годы Первой мировой, а затем Гражданской войны 1918-1922 годов почтовое хозяйство страны пришло в упадок. Почтовая связь столицы с частью районов была полностью или частично нарушена. Протяженность почтовых маршрутов и сеть предприятий связи сократилась почти вдвое по сравнению с довоенным временем. Железнодорожный транспорт пришел в негодность, а гужевой - из-за нехватки лошадей в основном простаивал. [1,3]

С окончанием в 1920 году Гражданской войны почтовые маршруты были восстановлены, возобновился международный почтовый обмен со странами, входившими во Всемирный почтовый союз. В 1922 году началась воздушная перевозка почты на международных и внутренних линиях. В 1924 году во многих уездах была организована передвижная кольцевая почта, позволившая резко увеличить почтовый обмен в сельских районах. Одновременно с развитием сети обслуживания совершенствовалась система доставки почты.   Конная   перевозка   заменялась   автомобильной,   значительно   пополнился   парк железнодорожных почтовых вагонов. В 1926 году в Наркомате почт и телеграфов был организован отдел почтовой техники. На отдел возложили задачу модернизации оборудования и механизации почтовых предприятий. В следующем году на Московском почтамте состоялось торжественное открытие установок для механизации обработки посылок. Вслед за Московским был механизирован и Ленинградский почтамт. К 1927 году количество почтовых отправлений достигло довоенного уровня.

В 1932 году Народный комиссариат почт и телеграфов был переименован в Народный комиссариат связи СССР. В 1939 году началась работа по механизации предприятий почтовой связи и созданию в областях, краях и республиках транспортных контор. В том же году при ЦНИИС была создана лаборатория почтовой техники. Главной задачей лаборатории была разработка принципиально новых и совершенствование старых систем технического обеспечения почтовой связи.

Начавшаяся в июне 1941 года война с Германией поставила перед почтовой связью новую задачу: организовать бесперебойную доставку почтовых отправлений между фронтом и тылом. Почтовое обслуживание воинских частей и соединений действующей армии было возложено на органы военно-полевой и военно-морской почты. Ежемесячно в действующую армию из тыла доставлялось до 70 миллионов писем и более 30 миллионов газет.

Основные мероприятия по организации почтовой связи в тылу сводились к организации новых почтовых маршрутов, проведению эвакуации в восточные районы страны большого количества промышленных предприятий и учреждений. Война нанесла громадный материальный ущерб почтовому хозяйству. Частично или полностью были разрушены почтамты в Ленинграде, Севастополе, Одессе, на Смоленщине, в Белоруссии. В общей сложности немецко-фашистские захватчики уничтожили около 36 000 предприятий связи.

В 1943 году, когда Красная Армия перешла в широкое наступление, началась работа по восстановлению почтовой связи. В 1945 году, в год победы Советского Союза над фашистской Германией, деятельность органов связи была возобновлена практически на всей территории страны. [1,3]

В послевоенные годы почта претерпела количественные и качественные изменения. В 1946 году Народный Комиссариат связи СССР был преобразован в Министерство связи СССР. Руководство почтовой связи стало осуществляться Почтовым управлением, входившим в состав Министерства связи вместе с другими управлениями отраслей электросвязи. К 1950 году почтовое хозяйство, разрушенное войной, было восстановлено и доведено до довоенного уровня. В последующие годы существенно расширилась сеть предприятий связи, особенно в сельской местности. В городах развивалась сеть отделений связи, подчиненных почтамтам и узлам связи. Большинство предприятий стало объединять в себе почту, телеграф и телефон. Эти средства связи размещались, как правило, в одном здании и находились под единым руководством. Была создана огромная сеть почтовых ящиков, которые устанавливались не только в городах, но и в сельских населенных пунктах, на станциях железной дороги, разъездах, на развилках автострад.

Дальнейшее развитие почтовой связи шло по пути механизации и автоматизации процессов обработки почты, совершенствования организации ее перевозки и доставки. Для этого проводилась модернизация старого почтового оборудования и освоение выпуска принципиально новых его образцов - почтообрабатывающих и подъемно-транспортных машин, оборудования для контейнерных перевозок, средств малой механизации и почтового инвентаря, оборудования для обслуживания клиентов.

Многие десятилетия предприятия почты и электросвязи существовали сначала в составе областных и республиканских управлений связи, а затем в составе государственных предприятий связи и информатики. В начале 1990-х годов, после распада Советского Союза, социально-политические и экономические преобразования, происходящие в России, повлекли за собой изменение структур управления. Министерство связи и почтовая служба России провели сложную работу по улучшению организации и системы управления почтой. На правительственном уровне было принято решение о выделении почтовой связи в самостоятельную отрасль. Руководство этой отраслью в 1993 году стало осуществлять Федеральное управление почтовой связи, созданное при Министерстве связи Российской Федерации. В 1995 году Управление было реорганизовано в Федеральную службу почтовой связи РФ, а в 1996 году преобразовано в Департамент почтовой связи Министерства связи РФ. Руководство почтовой связью на отдельных территориях обеспечивают региональные управления, которые действуют через почтамты, городские и районные узлы и отделения почтовой связи.

Почтовые предприятия России получили хозяйственную и коммерческую самостоятельность, но вместе с ней и высокую конкуренцию, создаваемую бывшими партнерами - предприятиями электросвязи. При этом, несмотря на разделение отраслей, уникальная почтовая сеть, созданная в предыдущие периоды и охватывающая практически все населенные пункты страны, была сохранена.

В 1996 году Министерство связи РФ впервые за многовековую историю существования российской почты решило нарушить государственную почтовую монополию на некоторые почтовые услуги, в результате чего в России возникли коммерческие почтовые компании. В число услуг новых компаний вошли курьерская доставка почтовых отправлений, пенсий и пособий, пересылка посылок, распространение периодической печати. [1,3]

 Учитывая роль российской почты в историческом развитии государства, в 1994 году президент России Б. Н. Ельцин учредил профессиональный праздник почтовых работников - «День российской почты», который отмечают ежегодно во второе воскресенье июля. Другим

президентским указом в 1997 году были восстановлены геральдические традиции российской почты - эмблема и флаг.

В соответствии с Концепцией реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, принятой распоряжением Правительства РФ

 28 июня 2002 года, в почтовой отрасли РФ проводится   реорганизация,    направленная   на   создание   единого,    высокоэффективного.

конкурентоспособного предприятия, способного внести значительный вклад в решение актуальных задач по ускоренному развитию экономики страны. ФГУП «Почта России» создано распоряжением Правительства от 5 сентября 2002 года объединив организации

федеральной почтовой связи. [1,3]

§2. Занимательные факты зарождения и становления почтовой службы.

Во всем мире с появлением гонцов, передающих письменные послания, стали строить специальные станции, на которых гонцы могли сменить лошадей и сменяться сами.

Ямская гоньба.

Название «ямская гоньба» происходит от татарского слова «ям», обозначающего «дорога», а слово «ямщик» означает «проводник».

Ямская гоньба - специальная служба для пересылки письменных сообщений - была организована на Руси в начале XIII в. и просуществовала до конца XVIII в. Гоньба представляла собой систему почтовых дворов (ямов), расположенных на расстоянии 40-50 верст друг от друга, которые соединяли города России с Москвой. В ямщики шли охочие люди, селившиеся отдельными слободами и содержавшие не менее трех лошадей. Примечательно, что ямская гоньба существовала только в России, ее особенность заключалась в том, что лошадей гнали от яма к яму, не давая им корма. [1,3]

«Немецкая» почта.

С 1677 года в России начала действовать международная почтовая служба. Первые линии общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в «немецкие» страны -так русские люди называли земли, где говорили на непонятных нашим предкам «немых» языках. Помимо международных отправлений, «немецкая почта» доставляла так же купеческие письма и правительственные бумаги по России. Благодаря «немецкой почте», в почтовой службе были организованы пункты обмена корреспонденцией и введены правила, обеспечивающие регулярность доставки почты. Примечательно, что «немецкую почту» от западноевропейских отличало то, что она являлась государственным учреждением, тогда как на Западе доставкой писем в основном занимались частные предприятия. [1,3]

 Первые печати и штемпели.

В начале XVIII века почтовым ведомством вводятся специальные почтовые печати, тогда же на конверты начинают ставить штемпеля, оттискиваемые специальной краской на каждом отдельном письме. В домарочный период штемпеля выполняли две основные функции: они являлись знаком почтовой оплаты и контрольной отметкой сроков доставки почты, так как с их помощью фиксировалось место и время прохождения письма. Со временем, когда функцию знака оплаты стали выполнять почтовые марки, почтовые штемпели начали использоваться для их гашения.

После появления почтовых марок, объем почтовой переписки значительно увеличился, и стало ясно, что применение нескольких видов штемпелей затрудняет работу почты, поэтому в 1860 году в России были введены календарные штемпеля единого образца. /Приложение 2/ Родословная календарного штемпеля.

Вы получили письмо - посмотрите на него внимательно: на конверте имеются два круглых оттиска на адресной и обратной сторонах. На каждом из оттисков можно прочесть название населенного пункта и дату. Эти оттиски сделаны календарными штемпелями. С лицевой стороны письмо штемпелюют в том почтовом предприятии, которое вынуло его из почтового ящика. С обратной стороны штемпель ставит предприятие связи места назначения.

Есть особая категория штемпелей - санитарные. Во время опустошительных эпидемий чумы, холеры, других болезней почта из зараженных районов шла через специальные кордоны, на которых пытались принять посильные меры, чтобы предотвратить распространение заразы. Письма окуривались дымом, на конверте ставился штемпель «Очищено снаружи и нечисто внутри». Часто конверт протыкали, чтобы дым попал внутрь, тогда на конверте ставили штемпель «Очищено снаружи и внутри». /Приложение Б/

Почтовые станы.

В конце XVIII в. появляется важнейший для российской почты документ - «Проект о заведении почтовых станов и должности содержателей», на основе которого почтовая служба организовывалась в течение дальнейших 80 лет. Первый пункт проекта требовал, чтобы содержатели почтовых станов чинили построенные казной дома, конюшни и содержали все в исправном состоянии. Порядку скорой гоньбы было посвящено целых четыре пункта, в которых говорилось, что во избежание задержки почты на каждой станции должно было содержаться по 6 запряженных лошадей и по два почтальона, готовых к немедленному отъезду. Запрещалось задерживать курьеров и чемоданы с ординарной почтой более чем на 10 минут. Велись специальные записи времени прибытия и отправления почты, а также от кого она принята и с кем отпущена. [1,3]

Почтовые тройки.

Почтовая тройка - особой образ упряжки в экипаж лошадей - впервые появился в первой половине XVIII века. До того времени лошадей на Руси запрягали и по одной, и по две, и по четыре, но именно «тройка» оказалась самой маневренной и быстрой: три лошади легче тянули почтовый фургон, чем две, а управлялись они куда легче четверки. Тогда же в качестве специального сигнала для почтовой упряжки стали использовать поддужный колокольчик, который стал надежным и простым средством оповещения о приближении курьерских и ямских троек, чтобы смотритель успевал вовремя готовить смену уставшим лошадям. В сухую ясную погоду поддужные колокольцы были слышны за 5 верст! После многочисленных жалоб почтовых чиновников на любителей колокольного звона, Сенат издал указ, запрещающий использовать в упряжке колокольчики всем лицам, не имеющим отношение к почте. [1,3]

Почтовые конверты.

В давние времена письма писали на влажных глиняных табличках остро отточенной палочкой. Таблички эти высушивали, иногда обжигали и помещали, как правило, в глиняный футляр, предназначенный для сохранения тайны переписки. На футляре указывался адресат, иногда футляр запечатывался личной печатью отправителя. Получатель разбивал футляр и читал письмо. Вот и этот футляр и можно считать прародителем конверта.

Позже письма заворачивали в холст и опечатывали соком и сворачивали в трубку. Первые конверты известны еще с 17 века. Однако массовое употребление они вошли лишь в 1820 г., с легкой руки лондонского книготорговца Брюера. /Приложение В - Л/

Почтовая карточка - открытое письмо появилось в 1869 г. Особенностью карточки была более низкая стоимость пересылки по сравнению с закрытым письмом. /Приложение М, Н, П/

Почтовые марки.

В XVIII в. стремительное развитие всемирной почтовой системы требовало введение единого способа оплаты, и именно тогда была изобретена почтовая марка, которая по способу крепления на конверт могла быть использована только один раз и гасилась сначала пером (простым перечеркиванием), а позже - при помощи штемпеля.

Почтовая марка - изобретение не столь давних времен: в 2000 г ей исполнилось 160 лет. Ее изобретение было поистине выдающееся - оно необычайно упростило и ускорило пересылку почтовых отправлений.

До введения марок пересылка писем доставляла немало хлопот и почтовым служащим, и населению. Письмо нужно было принести на почту в часы ее работы и сдать чиновнику, который заносил каждое письмо в реестр. Плата за почтовые услуги была высокой. Подлинным отцом почтовой марки стал англичанин Роуленд Хилл - бывший сельский учитель, На ведение в обращение от идеи прошло около 3 лет. 6 мая 1840 г. поступила в обращение первая в мире приклеиваемая государственная почтовая марка Великобритании. Удостоившись многих почестей при жизни, Роуленд Хилл был похоронен в усыпальнице английских королей, государственных деятелей и великих людей - рядом с изобретателем паровой машины. Как паровая машина знаменовала революцию в технике, так изобретение марки произвело переворот в работе почты.

 

 

в

В России введение почтовых марок несколько задержалось (на 17 лет). Первая почтовая марка России поступила в продажу в декабре 1857 и была допущена в обращение на территории Европейской России с 1 января 1858. Самые первые российские марки были без зубцов и разделялись при помощи ножниц, но уже в том же 1858 в обращение поступили марки в 10, 20 и 30 коп. с мелкими зубцами. Сюжеты рисунков дореволюционных русских марок, как правило, не менялись: на них изображался герб Российской империи или царствующие особы.

Сначала сюжеты марок как российских, так и других стран не отличались разнообразием: геральдические животные, изображения коронованных особ. Специальные тематические марки, выпуск которых часто посвящен какому - либо событию, называются художественными. Первая в мире художественная марка была выпущена в Перу в 1871 г. Посвящена она была 20-летию со дня постройки железной дороги, на ней были изображены герб государства и локомотив.

Марок сначала было немного: к 1850 г. во всем мире их было издано всего 154. К 70 -м годам количество их возросло до200 тыс. /Приложение Р, С/

Как рождается марка?

Рождение марки начинается с эскиза - увеличенного рисунка марки. Его делает художник. Литературный редактор рассматривает несколько вариантов текста. Если он на марке должен быть. Какие же надписи обязательно должны быть на марке? Номинал (иными словами цена), слово «Россия в русском или латинском написании, год издания . Затем эскиз и текст утверждается на худсовете ИТЦ «Марка», в Министерстве РФ по связи и информатизации - на марках вы не найдете случайных картинок, и только после этого печатная фабрика получает заказ на изготовление марки.

Первые английские марки были не такие ужа красивые - одноцветные. Первые русские марки печатались уже в два цвета, а сейчас печатают марки и в 8 цветов, есть марки лакированные, с тиснением, с фольгой, со светящимися красками, с запахом, объемные, со стереоэффектом.

В наше время марки печатают с огромной скоростью, большими тиражами, одновременно листы перфорируются (в них прокалываются ряды отверстий, чтобы марки легче отделялись друг от друга).

Марка - это знак оплаты, почти деньги. За подделку законы всех стран во все времена предусматривали наказание. [1, 3]

Почтовые ящики.

Прообразом привычного нам почтового ящика послужили флорентийские тамбури -общедоступные ящики, которые устанавливались у стен церквей и соборов. Первый почтовый ящик был установлен еще в XVII веке во Франции.В России первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге 13 декабря 1848 года.Синего цвета, сделанный из дюймовых досок и обшитый железом, он был неудобен в использовании и легко взламывался, поэтому стал настоящей находкой для почтовых воришек.

Чтобы предотвратить почтовое воровство, власти заменили деревянные ящики на чугунные -весом более сорока килограммов. И лишь в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал железный почтовый ящик с механически открывающейся донной дверцей, которым мы пользуемся до сих пор.

В 20-е годы в Москве, Ленинграде, Харькове можно было увидеть ящики, прикрепленные к стенам трамвайных вагонов. Письма опускали на остановках, а когда трамвай подъезжал к Главному почтамту, их выгружали.

Главный секрет современного городского почтового ящика - механическое извлечение писем. У почтальонов, вынимающих корреспонденцию, есть специальная рамка, без которой ящик не откроется. Выемка организована так, чтобы уберечь содержимое ящика от любопытных взглядов. Тайна переписки охраняется законом. [1,3]

Почтовые поезда.

Россия стала одной из первых стран, поставивших почту на рельсы. В 1837 году впервые была доставлена почта по железной дороге из Петербурга в Царское село. По движению поездов можно было сверять часы, и так же четко была согласована отправка почты. В1852 года впервые был отправлен почтовый вагон с корреспонденцией из Санкт-Петербурга в Москву, и с этого момента началась регулярная пересылка почты железнодорожным транспортом. Поезда, в состав которых цепляли почтовый вагон, шли быстрее пассажирских и были престижнее. Для сбора железнодорожной почты повесили специальные ящики, выкрашенные в красный цвет. К концу XIX века почта загрузила 35 железнодорожных линий, ямщики уходили в прошлое. Зарождение авиапочты

В первые десятилетия XX века в России для ускорения доставки почты начали использовать авиацию. Первый авиационный перелет с почтовым грузом состоялся 31 марта 1918 года из Петрограда в Москву. В 20-х годах развитие авиапочты шло стремительными темпами, налаживались внутренние авиалинии, началась доставка авиапочты за рубеж. Линии обслуживались отечественными самолетами «Илья Муромец» и «Лебедь - XII». Сначала перевозилась только служебная почта, но уже с 1922 года была введена платная пересылка частной простой и заказной корреспонденции. За один рейс доставлялось до 600 писем. Авиакорреспонденцию можно было опустить в почтовые ящики голубого цвета, на которых был нарисован самолет. Для оплаты авиапочты были выпущены авиапочтовые марки с надпечаткой в виде контура самолета. [1,3]

Письма - треугольники.

Очередное испытание почтовикам принесла Великая Отечественная Война, перед почтой стояла задача об обеспечении бесперебойной связи между фронтом и тылом. При резко возросшем объеме переписки недоставало конвертов и открыток, в такой ситуации и родился знаменитый «солдатский треугольник». Ежемесячно в действующую армию доставлялось до 70 миллионов писем. Почтовые вагоны прицепляли к самым срочным воинским эшелонам, почта перевозилась самолетами, автомобилями, пароходами, мотоциклами - всеми возможными способами. Письма-треугольники приходили к бойцам благодаря четко налаженной организации почтовых служб и, безусловно, благодаря полевым почтальонам, которые в поисках адресата шли на передовую с риском для жизни. /Приложение ГУ

Советская почта.

В конце 50-х годов XX века разрушенная войной почтовая отрасль вновь была восстановлена и продолжала развиваться на местах, особенно в сельской местности. Была создана огромная сеть почтовых ящиков, которые устанавливались не только в городах и селах, но и на развилках автострад. С момента введения индексации на конвертах, процессы обработки почты автоматизировались, затраты на обработку писем и бандеролей снизились в несколько           раз,            значительно           ускорилась          их           доставка        адресатам.Почта постепенно увеличивала количество услуг: теперь многие почтовые отделения объединяли в себе телеграф и телефон, осуществляли подписку и доставку печатных изданий, стали принимать оплату за коммунальные платежи и выдавать пенсии и пособия. [1,3]

§3. Словарь почтовых слов.

Почта.

1.    Учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей, денег, а также здание, где помещается такое учреждение.

2.   Пересылка, доставка средствами этого учреждения.

3.   То, что доставлено этим учреждение, а также доставленные адресату письма, бандероли, посылки.

4.    В старину: такое учреждение, занимающееся одновременно регулярной перевозкой пассажиров в конных экипажах. [2]

Полевая почта.

1.    Воинская почтовая связь

2.   Закодированное наименование воинской части, военного учреждения. [2]

 Почтальон.

Работник почты, доставляющий корреспонденцию по адресам. [2]

 

 

 

 

 Почтамт.

Главное почтовое учреждение города, осуществляющее также все виды телеграфной и телефонной связи, а также здание, где помещается такое учреждение. [2]

Письмо.

1.    Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь

2.    Письмовник. В старину: сборник образцов для составления писем. [2]

Бандероль.

 

1.    Бумажная обертка в виде широкой ленты или конверта.

2.    Небольшое почтовое отправление в бумажной обертке. [2]

Конверт.

Заклеивающаяся бумажная упаковка для писем, бумаг. [2]

Марка.

Маленький, обычно четырехугольный бумажный знак оплаты почтовых и некоторых других сборов. С рисунком и обозначением цены. [2]

Штемпель.

1.    Знак неприкосновенности на чем-нибудь запертом, закрытом

2.    Пластинка или кружок с нарезными знаками для оттискивания их на бумаге, а также самый оттиск этих знаков, применяемый обычно для засвидетельствования, удостоверения чего-либо. [2]

Заключение.

В последние годы почта претерпела количественные и качественные изменения. Существенно расширилась сеть предприятий связи. В городах развивалась сеть отделений связи, подчиненных почтамтам и узлам связи. Большинство предприятий стало объединять в себе почту, телеграф и телефон. Эти средства связи размещались, как правило, в одном здании и находились под единым руководством. Была создана огромная сеть почтовых ящиков, которые устанавливались не только в городах, но и в сельских населенных пунктах, на станциях железной дороги, разъездах, на развилках автострад.

Дальнейшее развитие почтовой связи шло по пути механизации и автоматизации процессов обработки почты, совершенствования организации ее перевозки и доставки. Для этого проводилась модернизация старого почтового оборудования и освоение выпуска принципиально новых его образцов - почтообрабатывающих и подъемно-транспортных машин, оборудования для контейнерных перевозок, средств малой механизации и почтового инвентаря, оборудования для обслуживания клиентов.

Почтовые предприятия России получили хозяйственную и коммерческую самостоятельность, но вместе с ней и высокую конкуренцию, создаваемую бывшими партнерами - предприятиями электросвязи. При этом, несмотря на разделение отраслей, уникальная почтовая сеть, созданная в предыдущие периоды и охватывающая практически все населенные пункты страны, была сохранена.

Литература.

1. Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. - М: Компания ключ « С», 1993.

2.      Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1990.

3.      Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.

 Второй районный конкурс реферативно-исследовательских работ для учащихся 1-8 классов «Интеллектуалы XXI века»

Автор :Маятникова Юля/4 кл./

Научный руководитель: Волкова М. В.