Упражнения для развития мелкой моторики.
В настоящее время широко используются различные пальчиковые упражнения.
Сначала рекомендуем выполнять статические упражнения - удержание позы, фигуры, сделанной из пальчиков «Крыша», «Флажок», «Зайчик», «Птица клюет», «Орел», «Стул», «Очки». Затем динамические, то есть включающие движения пальчиками: «тук-тук», постучали кулачком о кулачок; «Зайчик серенький сидит и ушами шевелит – движения ушками (указательным и средним пальчиками); «Собака лает» - большой палец смотрит вверх, указательный загнут, опускаем безымянный пальчик и мизинец вниз, либо только мизинец; «Человечек» - ходьба указательным и средним пальчиками по столу; «Пчелка летает» - круговые вращения указательным пальчиком, остальные в кулачке.
Особенно детям нравятся динамические упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
«Еж»
Повстречал ежонка еж:
«Здравствуй, братец! Как живешь?»
Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков всех остальных пальцев (начиная с указательных)
«Пальчики»
1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять.
1, 2, 3, 4, 5 – в домик спрятались опять.
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого, затем сгибать в обратном порядке.
«Пароход»
Пароход плывет по речке.
И пыхтит он словно печка.
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы подняты вверх, движения руками.
«Стул»
Ножка, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь вертикально вверх к ее нижней части приставляется кулачок большим пальцем к себе. По счету менять положение рук.
Наиболее сложными по выполнению являются пальчиковые кинезиологические упражнения. Они развивают межполушарное взаимодействие, синхронизацию работы полушарий головного мозга.
«Колечко»
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем сначала одной рукой, затем другой, двумя одновременно (глядя на руки, в потолок, закрыв глаза).
«Кулак – ребро – ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга (ладонь, сжатая в кулак, ладонь, стоящая на ребре, ладонь, лежащая на столе).
«Ухо – нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой за левое ухо, поменять положение рук «с точностью до наоборот». Отработав это задание, добавить хлопок в ладоши при смене положения рук.