Эссе «Моя педагогическая философия»
Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!
Марк Львовский
Можно ли стать хорошим учителем? Да, можно, если вы любите детей и вместе с ними открыты для новых знаний. Педагогическому мастерству учатся, как учатся искусству музыканта, хирурга, повара, даже если у вас есть талант. Может быть, хорошим учитель становится только в хорошей школе или этот уровень профессионализма могут определить родители, коллеги, администрация, или проще всего, легче, благодатнее быть хорошим учителем у успешных, талантливых детей?
Как часто мы можем услышать от родителей, да и от руководителей: это школа очень хорошая, потому что ученики побеждают в олимпиадах, хорошо сдают экзамены. Да, это прекрасно! Когда ребенок успешен – этим гордятся, об этом говорят везде и громко, с радостью и гордостью.
А когда ребенку, в силу его индивидуальных особенностей тяжело учиться, общаться? О проблемах таких детей говорят тихо, робко, иногда со злостью, иногда со страхом, а зачастую и скрывают их.
Родители так называемых «слабых» детей выбирая школу говорят: «Это школа, где могут понять моего ребенка, принять его таким какой он есть и нащупать ту струну, которая поможет моему ребенку раскрыться и развиться, ведь это мой ребенок, самый любимый, самый лучший»
Я уверена, в каждом ребенке есть драгоценный камушек, у одних ребят он сияет с рождения, а некоторые нужно отыскать, огранить, почистить и он засияет всей своей красотой.
С помощью каких инструментов это делаю я? Главные мои помощники и помощники моих учеников и родителей: трудолюбие, упорство, терпение, уважение, вера в себя, умение признавать ошибки и умение их исправлять.
Даже самая маленькая победа в учебе для таких учеников, их родителей, учителей – это ежедневный титанический труд, путь проб и ошибок.
Мне кажется, главным препятствием на этом пути является страх. Страх неудачи, самый распространённый фактор, ограничивающий потенциал человека. В основном, мы боимся совершать ошибки из-за отношения окружающих. Мы боимся показаться глупыми, нелепыми, смешными. Мы боимся оценивания, критического отношения окружающих. Мир полон людей, которые уверены, что ничего вообще не получится.
Так и у администрации школы часто возникает вопрос: «Почему вы не заняли на олимпиаде или в конкурсе призового места?» Мне кажется, что цель участия в конкурсах и олимпиадах (да и всего школьного пути) – это не 1 место, не оценка «отлично», а желание попробовать свои силы, желание научиться мыслить нестандартно и искать пути решения даже там, где их с первого раза не видишь, а это в жизни всегда пригодится, т.к. даже в самой казалось бы тупиковой ситуации ты будешь искать выход. Я считаю, что каждому ребенку необходимо дать возможность попробовать свои силы, поверить в себя. «Ни на кого не обращай внимания. Если ты уверен в своей цели — вперёд. Если ты веришь в себя — вперёд.»
Труд учителя неимоверно тяжел, но столь же и интересен, он дает возможности безграничного творчества. Оказавшись в трудной ситуации, мы вспоминаем советы психологов: «Не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней». Как это сделать? Мне кажется, что новаторство, инновации не должны быть самоцелью, все новое, интересное и эффективное рождается в практической работе с детьми. Всегда найдутся те, кто смогут в этом вам помочь, те, кто вас окружают: педагоги – единомышленники и ученики. Многие учителя умеют так методически грамотно построить процесс обучения , что каждый их урок «изюминка», открытие, удивление для ученика. В моей школе тоже есть такие люди. Я могу поделиться с ними любой идеей, даже сомнением, я зная, что найду в них понимание и поддержку. В результате такого педагогического взаимодействия, настоящего сотрудничества у меня, и я надеюсь и у них, возникает желание работать дальше, работать интересно. Это учителя, на которых равняюсь я, это учителя, чьи уроки зажигают во мне желание работать еще эффективнее: Козыренко Альфия Амировна, которая передала мне свою любовь к ТРИЗу, Полханова Наталья Владимировна, давшая толчок в научной работе с учащимися, Бирюкова Юлия Юрьевна, помогающая на уроках светской этики стать детям человечнее и многие, многие другие.
Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Именно это является одной из причин моего личного участия в в данном конкурсе.
Конкурс «Учитель года» помог мне «на секунду остановиться», обобщить свой опыт, вспомнить самые счастливые моменты моей педагогической деятельности, проанализировать огромный объем методической литературы, просмотреть множество уроков и мастер-классов. У меня появились новые идеи и огромное желание реализовать их на практике.
Найти рецепт учительского успеха – мечта любого педагога. Мне кажется, что такого рецепта не существует. Но я – учитель, приложу все свои силы, чтобы сбылись три моих заветных желания: пусть моя любовь учителя согреет учеников в трудную минуту, пусть знания помогут обрести место в жизни, а человеческие качества – выстоять и победить. Пусть драгоценный камешек души каждого моего ученика сохранит часть моего света, тепла, которые я стараюсь подарить им на уроке. Ученики – это продолжение учителя. «По ученикам узнают учителей», - говорил герой притчи о хорошем учителе.
Притча.
Как найти хорошего учителя.
Родители выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.
— Какой смешной старик, — засмеялся один мальчик.
— Эй, маленький толстяк, — скорчил рожицу другой.
Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.
— Ура, я не пойду в школу, — обрадовался мальчик.
— Пойдешь, но не в эту, — сердито ответил дед.
— Я сам найду тебе школу.
Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошел искать лучшего учителя. Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перерыв. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других — дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошел в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
— Дедушка, вам плохо, принести воды? — послышался голосок.
— У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, — предложил один мальчик.
— Хотите, я позову учителя? — спросил другой ребенок.
Вскоре во двор вышел молодой учитель.
Дед поздоровался и сказал:
— Наконец я нашел лучшую школу для моего внука.
— Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая.
Она маленькая и тесная. Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушел.
Вечером мама мальчика спросила деда:
— Отец, Вы неграмотны.
Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?
— По ученикам узнают учителей, — ответил дед.