Гофман "Щелкунчик"
Тема: Мари - главная героиня сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король»
Цели: понять, прочувствовать образ Мари через ее поступки, отношение к окружающему миру и отношение к ней других героев.
Задачи:
Образовательные:
- развивать навыки анализа прозаического сказочного текста, обогащать представление о художественной детали,
- формировать умение выделять связи между явлениями, формулировать выводы и обобщать.
Развивающие:
-развивать творческое видение учащихся, воображение, память,
- формировать умение грамотно работать с книгой
Воспитательные:
- подвести детей к осознанию того, как важно стремиться понять других и если необходимо, помочь им,
- культуру общения
- формировать творческую активность школьников
- воспитывать потребность общения друг с другом
- Продолжить формирование интереса к предмету.
Ход урока:
1. Орг. момент.
- Здравствуйте, дети. Меня зовут Мария Владимировна.
2. Объявление темы и постановка целей
- Сегодня мы продолжим читать и анализировать сказку Эрнеста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король» и подумаем Кто из героев сказки помогает разглядеть волшебство в самых обычных вещах и какой он.
Кто? Какой?
3. Изучение нового материала.
- В добрый путь.
(Чтение ребенком под музыку при лампе отрывка о елке.) стр. 89
- Давайте заглянем под нашу елочку, сколько здесь подарков, ваших любимых игрушек!
- Что вы чувствовали, когда вы впервые увидели свой подарок? (1 чел.)
- А изменились ли ваши чувства сейчас?
-Почему? (мы ее просто любим, она нам дорога)
- Под нашей елкой есть и подарки для героев нашей сказки, догадайтесь для кого?
(4 коробки: часы, солдатик, отвертка, щелкунчик)
Родители брат крестный
- А это что за подарок? (Щелкунчик)
- Для кого? (Мари)
- А почему, ведь Дроссельмеер подарил его всем детям? (Мари любит его больше всех)
Мари
- И глава с которой мы сегодня будем работать так и называется «Любимец»
- Откройте учебники на стр. 93
- Опишите Щелкунчика, каким вы его видите.
- Прочитайте и подчеркните слова, которые помогут описать внешность Щелкунчика глазами Мари? (стр.93) (не складный, большая голова, любит нарядно одеться, короткие тонкие ножки)
- Как вы считаете, зачем автор так подробно описывает детали одежды Щелкунчика? (внешность яркая, это рождественский подарок, поможет дать характеристику)
- В описании внешнего вида Щелкунчика есть новые, незнакомые слова.
(Доломан – короткий кафтан (мужская верхняя одежда), украшенный тесьмой; часть форменной одежды гусар.
Позумент(галун) – серебряная или золотая тесьма.
Щеголь – мужчина, любящий нарядно, изысканно одеваться, франт, модник)
- Что мы еще можем рассказать о Щелкунчике зная значение этих слов? (военный, любит нарядно одеваться). Запомните, это пригодится вам на последующих уроках.
- Положите закладку, закройте учебник.
-Возьмите и переверните карточку, на которой нарисована елочка
- Соедините слово с его значением.
- Поменяйтесь карточками и проверьте с помощью учебника правильность выполнения работы.
- Пара, которая выполнила задание поднимает вместе руки вверх)
- Похвалите своего товарища, если что- то не получилось поддержите его.
- Возьмите и переверните карточку с колокольчиком.
- Работая в парах сравните текст карточки с авторским, вставьте пропущенные слова.
-Подумайте, изменился ли смысл?
(Правда, он был не складный: чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких ножках, да и голова тоже великовата.)
(Очень, как будто)
- Какое отношение Мари к Щелкунчику передают эти слова?
- А каким увидела Мари Щелкунчика, когда внимательно вгляделась? (стр.94) (Миловидный, добродушный, доброжелательный, приветливый, , ласковый. Несмотря на внешнюю непривлекательность Мари увидела в нем близкое ей по духу существо, она полюбила его.
- Каким же нужно быть человеком, чтобы увидеть внутренне достоинства, за внешне непривлекательностью)
Добрая, ласковая, внимательная, чуткая(орешки)
- Ребята, а может мы ошибаемся?
-Давайте проверим, что думали о Мари ее родные.
- Сегодня у нас урок чудес и кто – то из вас(кого выберет команда), должен будет стать на несколько минут отцом, крестным, братом и рассказать о Мари, а на орешках вы можете написать качества Мари и прикрепить их на доску.
1 ряд – отец
2 ряд – брат
3 ряд – крестный.
А поможет вам схема.
- Расскажите нам о Мари , начните
Я папа Мари, она девочка
Отец
Крестный
брат
- Давайте ответим на вопросы начала урока
- Кто из героев сказки помогает разглядеть волшебство в самых обычных вещах
- какой он
- А хотелось бы вам иметь такого друга как Мари и почему?
- А теперь подумайте , а у вас есть такие качества?
- Сегодня мы побывали в рождественской сказке, у нас настоящая елка, игрушки, как же без подарков, их для вас сделали ребята нашей школы.