Если у ребёнка плохой почерк
Ваш ребенок совсем не глуп, и учился бы он неплохо, если бы не ужасный почерк, за который его ругают все преподаватели.
Сейчас очень часто можно слышать, что у школьников плохой почерк. Обвиняют в этом новые приемы письма, отсутствие времени на установку красивого почерка и т. д. Мне захотелось что-нибудь сделать, чтобы исправить почерк моих учащихся.
В процессе своих наблюдений я заметила у детей слабую координацию движений, медленную реакцию на различные положения рук, а также быструю мышечную усталость в связи с большим объемом письменной работы.
Все это заставило меня включить в свою работу серию упражнений для рук, для пальцев, для формирования красивого почерка. Вначале эти упражнения выполнялись детьми с трудом, многие упражнения не получались. Но занимательный их характер делал тренировки учащихся настойчивыми, так что вскоре мы стали включать их в физкультминутки.
Вот несколько упражнений.
Упражнение 1. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.
Упражнение 2. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
Упражнение 3. Дети зажимают ручку (или карандаш) средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следят, чтобы ручка (или карандаш) не опускалась ниже большого пальца.
Упражнение 4. На столе лежат 10—15 карандашей (палочек). Одной рукой (не помогая другой) надо собрать в кулак карандаши (палочки), беря их по одному, затем положить карандаши (палочки) на стол, кладя их по одному.
Упражнение 5. Учащиеся зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.
Упражнение 6. Дети зажимают конец ручки средним и указательным пальцами правой руки. Большой конец ручки находится дальше от груди. Дети переворачивают ручку и вкладывают ее длинным концом в левую руку. Очередным переворотом вкладывают ее в правую руку и т. д.
В этом упражнении ручка вращается в вертикальной плоскости. Руки при этом упираются в край парты так, что локти чуть свешиваются, а ладони приподняты над партой. Если поставить локти на парту, то это упражнение дает возможность вращать ручку в горизонтальной плоскости.
Упражнение 7. Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Дети, представив себе, что у них в ладошках мячик большой, или средний, или маленький, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.
Несколько советов для заботливых родителей
За уроками
• Почерк ухудшается, если ребенок куда-то спешит. Не делайте уроки на ходу, лучше сделать их попозже, но в спокойной обстановке. Не подгоняйте ребенка, пусть работает в замедленном темпе.
• На почерк возбудимых неусидчивых детей очень влияет их эмоциональное состояние и самочувствие. Сытый ребенок пишет лучше, чем голодный. Ну, а кричать на ребенка, когда он пишет, нельзя вообще, а то у ребенка может начаться "писчий спазм” – зажим руки, при котором письмо станет вообще невозможным.
Упражняйтесь
• Тренируйте "мелкую моторику” – умение ловко орудовать пальцами (застегивайте пуговки, зашнуровывайте ботинки, рисуйте, лепите...)
* Покупайте конструкторы, пазлы – пусть собирает.
Почерк может свидетельствовать и о некоторых нарушениях психики и головного мозга.
Стоит беспокоиться, если:
- буквы очень мелкие, похожи на бисер, а строчки жмутся друг к другу (как правило, это говорит о подавленности и депрессии);
- очень сильный наклон вправо или влево, усиливающийся к концу строчки - буквы прямо заваливаются за строчку;
- буквы угловатые, заостренные, все разной величины, а нажим такой сильный, что вот-вот прорвет бумагу (часто такие дети имеют органические нарушения головного мозга).
Если почерк вашего ребенка "странный” или содержит указанные признаки, обязательно обратитесь к невропатологу.