Борис Житков "Как я ловил человечков"

03.04.2014 21:23

 

Тема: Образ мальчика – мечтателя в рассказе Б. Житкова «Как я ловил человечков»

 

Цели: понять, прочувствовать образ мальчика- мечтателя через его поступки, отношение к окружающему миру и отношение к нему других героев.

Задачи:

Образовательные:

- развивать навыки анализа прозаического  текста, обогащать представление о художественной детали,

- формировать умение выделять связи между явлениями, формулировать выводы и обобщать.

Развивающие:

-развивать творческое видение учащихся, воображение, память,

- формировать умение грамотно работать с книгой

Воспитательные:

- подвести детей к осознанию того, как важно стремиться  осуществлению своей мечты, без вреда всему, что вас окружает

- культуру общения

- формировать творческую активность школьников

- воспитывать потребность общения друг с другом

- Продолжить формирование интереса к предмету.

 

Ход урока:

1.

- Сегодня мы попытаемся нарисовать образ мальчика из рассказа Бориса Житкова «Как я ловил человечков»

- А какого,  попробуйте догадаться сами.

Звучит музыка и корабль. Ученик читает описание корабля

- Что так ярко и эмоционально описывает Боря?  (кораблик)

- Как мальчик отнесся к игрушке? (он думал, что он настоящий)

- А почему?  (это была его мечта)

- А что такое мечта?  ….

- Мечта – это заветное желание, исполнение которого делает человека счастливым.

-И мы нарисуем образ мальчика – мечтателя

 

 

2.

-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы мечта осуществилась? (действовать)

- И мы будем действовать, а помогут нам следы, может быть эти следы оставил для нас сам  Борис?

- Мы должны нарисовать образ мальчика мечтателя.  Давайте сделаем первый шаг к осуществлению своей мечты.

РЕЧЬ – характеризует человека. Понаблюдаем за речью нашего героя

- Возьмите карточку, которая лежит у вас на столе, откройте учебник на странице 41.Сравните текст на карточке, с соответствующим отрывком из рассказа. Найдите отличия.  Работать будем в парах, кто выполнит задание поднимите в паре руки.

Если дать им конфету, так это для них целый воз. Надо отломить от леденца кусок и положить на пароход, около будки. Около самых дверей. Но такой кусок, чтобы сразу в их двери не пролез. Вот и ночью двери откроют, выглянут в щелку. Ух ты. Конфета.

- Какие отличия вы нашли?

Один человек читает слово из карточки, другой из текста.

- Почему Борис употребил именно такие уменьшительно - ласкательные формы? ( все было маленькое, он хотел показать хрупкость ) А восклицательные знаки?

- Как речь характеризует героя?

Ласковый, добрый, внимательный, эмоциональный

 

 

 

 

3.

- Давайте сделаем еще один шаг к мечте. И понаблюдаем  со стороны как бабушка относится к внуку.

Читают по ролям дети  в костюмах. Стр.43-44 автор, Боря, бабушка.

- Как отношение к нему бабушки характеризует мальчика, предположите какой он

Добрый, ласковый

 

 

4.

-  Сделаем еще 1 шажок к мечте.  Как сам мальчик относится к  бабушке, приведите примеры? (любит, боится расстроить.)

-Как характеризует Борю его отношение к бабушке.

Внимательный, заботливый настырный,  упрямый

 

 

 

5. – Приблизимся к мечте.

 -Какими способами мальчик хотел узнать, есть ли на корабле человечки? (леденец, хлеб, рассматривал его внимательно , заглядывал в каждую щелочку, намочил тряпочку в чернилах)

- Как эти действия характеризуют нашего героя?

 

- А как меняется Боря, когда он захотел быстрее приблизить мечту, торопится к ней?

(обманывает, ломает, режет, оскорбляет)

- Как эти поступки характеризуют героя?

(настырный , лживый, злой)

 

- К чему это приводит?

- Сломал кораблик, т. Е. сломал свою мечту.

 

 

 

 

6.

- Давайте обратимся к заключительным словам истории (читаем стр.46)

Переворачиваем след АВТОР

- Почему автор заканчивает рассказ именно такими словами.

(он сломал не только свою мечту, веру бабушки в его честность.)

 

 

7.

-Давайте посмотрим, только ли хорошие качества присущи Боре.

Уберем те качества, которые помешали ему получить удовольствие, счастье от реализации его мечты.

 

- Мечта – это то, что позволяет совершенствоваться человеку,совершенствоваться внутренне, физически, духовно, умственно

- Этот прекрасный кораблик был мечтой не только героя  рассказа, но и самого Бориса Житкова. Он сделал честные шаги к осуществлению своей мечты и стал морским офицером.

 

- Наверняка, у каждого из вас есть мечта,  напишите ее на своей морской звезде  и положите  в книжку, когда станете взрослыми вспомните о ней , проверьте исполнилась ли она.

- Желаю, чтобы каждый из вас нашел  правильный путь к своей мечте.