Борис Житков "Как я ловил человечков"
Тема: Образ мальчика – мечтателя в рассказе Б. Житкова «Как я ловил человечков»
Цели: понять, прочувствовать образ мальчика- мечтателя через его поступки, отношение к окружающему миру и отношение к нему других героев.
Задачи:
Образовательные:
- развивать навыки анализа прозаического текста, обогащать представление о художественной детали,
- формировать умение выделять связи между явлениями, формулировать выводы и обобщать.
Развивающие:
-развивать творческое видение учащихся, воображение, память,
- формировать умение грамотно работать с книгой
Воспитательные:
- подвести детей к осознанию того, как важно стремиться осуществлению своей мечты, без вреда всему, что вас окружает
- культуру общения
- формировать творческую активность школьников
- воспитывать потребность общения друг с другом
- Продолжить формирование интереса к предмету.
Ход урока:
1.
- Сегодня мы попытаемся нарисовать образ мальчика из рассказа Бориса Житкова «Как я ловил человечков»
- А какого, попробуйте догадаться сами.
Звучит музыка и корабль. Ученик читает описание корабля
- Что так ярко и эмоционально описывает Боря? (кораблик)
- Как мальчик отнесся к игрушке? (он думал, что он настоящий)
- А почему? (это была его мечта)
- А что такое мечта? ….
- Мечта – это заветное желание, исполнение которого делает человека счастливым.
-И мы нарисуем образ мальчика – мечтателя
2.
-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы мечта осуществилась? (действовать)
- И мы будем действовать, а помогут нам следы, может быть эти следы оставил для нас сам Борис?
- Мы должны нарисовать образ мальчика мечтателя. Давайте сделаем первый шаг к осуществлению своей мечты.
РЕЧЬ – характеризует человека. Понаблюдаем за речью нашего героя
- Возьмите карточку, которая лежит у вас на столе, откройте учебник на странице 41.Сравните текст на карточке, с соответствующим отрывком из рассказа. Найдите отличия. Работать будем в парах, кто выполнит задание поднимите в паре руки.
Если дать им конфету, так это для них целый воз. Надо отломить от леденца кусок и положить на пароход, около будки. Около самых дверей. Но такой кусок, чтобы сразу в их двери не пролез. Вот и ночью двери откроют, выглянут в щелку. Ух ты. Конфета.
- Какие отличия вы нашли?
Один человек читает слово из карточки, другой из текста.
- Почему Борис употребил именно такие уменьшительно - ласкательные формы? ( все было маленькое, он хотел показать хрупкость ) А восклицательные знаки?
- Как речь характеризует героя?
Ласковый, добрый, внимательный, эмоциональный
3.
- Давайте сделаем еще один шаг к мечте. И понаблюдаем со стороны как бабушка относится к внуку.
Читают по ролям дети в костюмах. Стр.43-44 автор, Боря, бабушка.
- Как отношение к нему бабушки характеризует мальчика, предположите какой он
Добрый, ласковый
4.
- Сделаем еще 1 шажок к мечте. Как сам мальчик относится к бабушке, приведите примеры? (любит, боится расстроить.)
-Как характеризует Борю его отношение к бабушке.
Внимательный, заботливый настырный, упрямый
5. – Приблизимся к мечте.
-Какими способами мальчик хотел узнать, есть ли на корабле человечки? (леденец, хлеб, рассматривал его внимательно , заглядывал в каждую щелочку, намочил тряпочку в чернилах)
- Как эти действия характеризуют нашего героя?
- А как меняется Боря, когда он захотел быстрее приблизить мечту, торопится к ней?
(обманывает, ломает, режет, оскорбляет)
- Как эти поступки характеризуют героя?
(настырный , лживый, злой)
- К чему это приводит?
- Сломал кораблик, т. Е. сломал свою мечту.
6.
- Давайте обратимся к заключительным словам истории (читаем стр.46)
Переворачиваем след АВТОР
- Почему автор заканчивает рассказ именно такими словами.
(он сломал не только свою мечту, веру бабушки в его честность.)
7.
-Давайте посмотрим, только ли хорошие качества присущи Боре.
Уберем те качества, которые помешали ему получить удовольствие, счастье от реализации его мечты.
- Мечта – это то, что позволяет совершенствоваться человеку,совершенствоваться внутренне, физически, духовно, умственно
- Этот прекрасный кораблик был мечтой не только героя рассказа, но и самого Бориса Житкова. Он сделал честные шаги к осуществлению своей мечты и стал морским офицером.
- Наверняка, у каждого из вас есть мечта, напишите ее на своей морской звезде и положите в книжку, когда станете взрослыми вспомните о ней , проверьте исполнилась ли она.
- Желаю, чтобы каждый из вас нашел правильный путь к своей мечте.