Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

19.01.2014 18:50

Развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое

      Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за взрослым воспроизводить различные позы пальцев:
      • все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед;
      • 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;
      • указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;
      • 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы V;
      • 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;
      • 2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;
      • 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1-й, 4-й и 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»);
      • 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.

 

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

      Предлагаемые упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
      Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20–35 мин. в день. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45–60 дней. Желательно делать перерыв (две недели) между комплексами.
 
       КОМПЛЕКС № 1 
       Колечко.Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

 

 
      Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
       Кулак-ребро-ладонь.Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола; выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении ребенок помогает себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.

 

 
       Зеркальное рисование.Положить на стол чистый лист бумаги. Попросить ребенка взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Попросить его рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (по предложенному образцу).
       Ухо-нос.Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью до наоборот».
 
       КОМПЛЕКС № 2 
       Инструкция:«Постучи по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки».
       Инструкция:«Опираясь на стол ладонями, полусогни руки в локтях. Встряхивай по очереди кистями».
       Инструкция:«Соедини концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажми на пальцы левой, затем наоборот. Отработай эти движения для каждой пары пальцев отдельно».
       Инструкция:«Постучи каждым пальцем правой руки по столу под счет „1, 1–2, 1-2-3 и т. д.“.
       Инструкция:«Зафиксируй предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьми карандаш со стола, приподними и опусти его. Сделай то же левой рукой».
       Инструкция:«Раскатывай на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой».
       Инструкция:«Вращай карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону)».
       Инструкция:«По команде „Ухо!“ возьмись за ухо, по команде „Нос!“ – за нос». Взрослый не только подает эти команды, но и выполняет движения вместе с ребенком, допуская порой намеренные ошибки и провоцируя его на неправильные движения.