Требования к психологическому развитию выпускника начальной школы:

22.01.2014 17:13
 

 Требования к психологическому развитию выпускника начальной школы:

· самостоятельность (умение действовать без посторонней помощи);

· настойчивость (умение преодолевать возникающие трудности, доводить начатое дело до конца);

· инициативность (умение предложить новый вид деятельности, необходимую помощь);

· организованность;

· сформированность культурно-гигиенических навыков;

· волевая регуляция поведения ( «сила воли»);

· рефлексия.

Психолого-педагогические требования, касающиеся интеллектуального развития ученика, переходящего в 5 класс:

Развитие мышления:

· умение выделять главное и обобщать;

· умение разделять существенные и несущественные признаки предметов;

· умение сравнивать;

· умение рассуждать;

· умение делать выводы;

· умение доказывать.

Развитие памяти:

· умение организовать процесс не механического, а логического, осмысленного запоминания, умение пользоваться средствами заучивания;

· умение организовать процесс воспроизведения;

· умение контролировать свою память, произвольно ею управлять.

Развитие внимания:

· произвольность внимания;

· устойчивость внимания в течение урока.

Развитие речи:

· понимание смысла изученных понятий и использовать речь как инструмент мышления;

· использование сложных речевых конструкций;

· связное изложение своих мыслей;

· умение доказать свою мысль;

· достаточный словарный запас;

грамотность (в соответствии с программными требованиями по русскому языку).

Психолого-педагогические требования, касающиеся поведения и общения ученика, переходящего из начальной школы в 5 класс

Общие требования, касающиеся общения:

· умение сочувствовать и сопереживать;

· уважение ко всем людям;

· неагрессивность;

· открытость в общении;

· умение дать и принять обратную связь;

· способность к поиску новых форм поведения взамен неэффективных.

Общение со сверстниками:

· умение работать в группе, в паре;

· умение общаться со сверстниками вне учебной деятельности:

— приветливость, доброжелательность,

— умение считаться с мнением сверстников,

— умение отстаивать свое мнение, наличие друзей товарищей;

· умение разрешать конфликты мирным путем.

Общение с классным руководителем, учителями:

· умение устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне учебной деятельности;

· отсутствие боязни учителя;

· уважение к учителю.

Соблюдение социальных и моральных норм:

· способность к ответственному поведению, в том числе моральная регуляция поведения;

· понимания смысла норм и правил поведения;

· понимание необходимости принятия правил;

· соблюдение классных и школьных социальных и этических норм, правил поведения.

Отношение ученика к себе:

· положительное восприятие себя;

· отсутствие агрессивности ( «Я не считаю других виновными в моих трудностях»);

· способность действовать независимо;

умение объективно и оптимистично оценивать себя и свои возможности (позитивно-адекватная самооценка).

Психолого-педагогические требования, касающиеся мотивационной сферы ученика, переходящего в 5 класс

1. Внутренняя мотивация должна преобладать над внешней, то есть:

 · ученику интересны изучаемые предметы;

 · ученик понимает ценность и необходимость получения знаний по предметам;

 · ученику нравится процесс получения знаний.

2. Развит мотив самообразования (потребность самостоятельно получать знания).