Публичное выступление.

06.04.2014 21:41

Проблемы инклюзивного образования в России.

«Куда деваться детям с задержкой психического развития?

    Этот вопрос не мой. Он часто сегодня звучит из уст родителей детей с ЗПР и учителей как массовых классов, так и классов VII вида.»

     Так определяет проблему детей с ЗПР кандидат педагогических наук , доцент кафедры Специальной педагогики и психологии Башкирского государственного педагогического университета имени Акмуллы.

А вот один из вопросов  заданных на форуме «Особые дети»

     « Я работаю в коррекционном классе при массовой школе. У меня 5 класс. Уже сейчас я и родители заинтересованы в вопросе, в каком учреждении после школы детки смогут получить профессию»

      По оценкам экспертов международных организаций, например ЮНЕСКО, в России из 30 млн. детей, примерно от 2 млн.  до 3 млн. временно или постоянно нуждаются в специальной педагогической поддержке.

     Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе «Об образовании в РФ»

     Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

       Инклюзивное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения. 

      У инклюзивного образования есть восемь основных принципов, которые, по сути, должны быть положены в основу любого обучения. К примеру: «Ценность человека не зависит от его способностей и достижений» и «Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут». 

    Сама система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее основное направление работы – создание без барьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Это и техническое оснащение образовательных учреждений, и разработка специальных учебных курсов для педагогов и учащихся. Кроме этого, ведется работа над специальными программами, направленными на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении

 

     Публичные высказывания на эту тему, как правило, носят позитивный характер: так, совсем недавно Валентина Матвиенко, будучи на сегодняшний день Спикером Совета Федерации, внесла предложение о расширении применения принципов инклюзивного образования.

     А как к этой проблеме относятся рядовые граждане? Исследование проводилось в 220 населённых пунктах по всем субъектам Федерации. 

      Большинство россиян поддерживают идею включения раздела, посвящённого инклюзивному образованию, в закон «Об образовании». За это выступили 44% опрошенных. Главным аргументом данной категории опрошенных является необходимость социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, а также прививания другим детям культуры уважения и доброго отношения к людям, чем-то отличающихся от них .

     7 июня 2013 года в Государственной Думе Российской Федерации состоялись Общественные слушания: «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: реализация или дискредитация?»

     Какие же плюсы инклюзивного образования общество видит на настоящий момент

      Основное преимущество инклюзивного подхода в обучении — это создание гибкой образовательной среды, удовлетворяющей каждого ребенка, соответствующей индивидуальным интеллектуальным, физическим и психическим потребностям.

     Несомненным плюсом для общества является интеграция и социализация детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

     Но главное, к чему призывают сторонники совместного обучения, – это искоренение дискриминации и воспитание толерантности: дети, получающие инклюзивное образование, учатся милосердию, взаимоуважению и терпимости. Итогом внедрения такой методологии должно стать улучшение качества жизни учащихся в целом и тех из них, кто относится к социально-уязвимым группам.

     Все ли так благополучно при внедрении инклюзивного образования.

     Мировая практика подобного обучения не выявила никаких отрицательных последствий ни для детей с ограниченными возможностями, ни для их соучеников, но на данный момент в российских реалиях существует ряд препятствий к внедрению инклюзии. Они носят как объективный, так и субъективный характер.

     В первую очередь, многие школы и, более того, педагоги не готовы к изменениям в традиционных формах, принципах и методах обучения.

     Немалую роль в вопросе успешного внедрения инклюзии играет консервативность общества и, в частности, косность взглядов родителей здоровых детей, которые часто выступают простив того, чтобы их дети учились вместе с инвалидами. Нелегко преодолеть и материальные трудности – многие школы попросту не оборудованы для нужд детей с ОВЗ.

     На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:

  • Отсутствие гибких образовательных стандартов.

Сложность в создании учебного Стандарта для детей с ограниченными возможностями состоит в существенном различии ограничений; диапазон различий очень большой – от выраженных нарушений в развитии, до временных и вполне устранимых трудностей.

  • Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.
  • Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
  • Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.
  • Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ ( специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест ).
  • Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.

 

 

     Несмотря на все трудности внедрения, мне кажется , что инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Школа выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Ученики в школе находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью — доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

     Инклюзивное образование приобретает всё более широкие масштабы. Оно поддержано законодательно, обосновано международными требованиями и процессами мировой интеграции. Зарубежный опыт показывает, что этот проект потребует много времени и участия всех. Наши усилия зависят от той цели, которую мы ставим перед собой.

 

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон…

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.