Эссе «Моя педагогическая философия»

24.09.2014 16:41

 

Достучаться до каждого сердца 
Тех, кого ты решился учить, 
И откроется тайная дверца 
К душам тех, кого смог полюбить!

                                                                                Марк Львовский

    Можно ли стать хорошим учителем? Да, можно, если вы любите детей и вместе с ними открыты для новых знаний. Педагогическому мастерству учатся, как учатся искусству музыканта, хирурга, повара, даже если у вас есть талант. Может быть,  хорошим учитель становится только в хорошей школе или этот  уровень профессионализма могут определить родители, коллеги, администрация, или проще всего, легче,  благодатнее быть хорошим учителем у успешных, талантливых детей?

    Как часто мы можем услышать от родителей, да и от руководителей: это школа очень хорошая, потому что ученики побеждают в олимпиадах, хорошо сдают экзамены. Да, это прекрасно! Когда ребенок успешен – этим гордятся, об этом говорят везде и громко, с радостью и гордостью.

     А когда ребенку, в силу его индивидуальных особенностей тяжело учиться, общаться? О проблемах таких детей говорят тихо, робко, иногда со злостью, иногда со страхом, а зачастую и скрывают их.

    Родители так называемых «слабых» детей выбирая школу говорят: «Это школа, где могут понять моего ребенка, принять его таким какой он есть и нащупать ту струну, которая поможет моему ребенку раскрыться и развиться, ведь это мой ребенок, самый любимый, самый лучший»

    Я уверена, в каждом ребенке есть драгоценный камушек, у одних ребят он сияет с рождения, а некоторые нужно отыскать, огранить, почистить и он засияет всей своей красотой.

    С помощью каких инструментов это делаю я? Главные мои помощники и помощники моих учеников и родителей: трудолюбие, упорство, терпение, уважение, вера в себя, умение признавать ошибки и умение их исправлять.

     Даже самая маленькая победа в учебе для таких учеников, их родителей, учителей – это ежедневный титанический труд, путь  проб и ошибок.

Мне кажется, главным препятствием на этом пути является страх. Страх  неудачи, самый распространённый фактор, ограничивающий потенциал человека. В основном, мы боимся совершать ошибки из-за отношения окружающих. Мы боимся показаться глупыми, нелепыми,  смешными.  Мы боимся оценивания, критического отношения окружающих. Мир полон людей, которые уверены, что ничего вообще не получится.

    Так и у администрации школы часто возникает вопрос: «Почему вы не заняли на олимпиаде или в конкурсе призового места?» Мне кажется, что цель участия в конкурсах и олимпиадах (да и всего школьного пути) – это не 1 место, не оценка «отлично»,  а желание попробовать свои силы, желание научиться мыслить нестандартно и искать пути решения даже там, где их с первого раза не видишь, а это в жизни всегда пригодится, т.к. даже в самой казалось бы тупиковой ситуации ты будешь искать выход.  Я считаю, что каждому ребенку необходимо дать возможность попробовать свои силы, поверить в себя. «Ни на кого не обращай внимания. Если ты уверен в своей цели — вперёд. Если ты веришь в себя — вперёд.»

    Труд учителя неимоверно тяжел, но столь же и интересен, он дает возможности безграничного творчества. Оказавшись в трудной ситуации, мы вспоминаем советы психологов: «Не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней». Как это сделать?   Мне кажется, что новаторство, инновации  не должны быть самоцелью, все новое, интересное и эффективное  рождается в практической работе с детьми. Всегда найдутся те, кто смогут в этом вам помочь, те, кто вас окружают: педагоги – единомышленники и ученики. Многие учителя  умеют так методически грамотно построить процесс обучения , что  каждый их урок «изюминка», открытие,  удивление для ученика. В моей школе тоже есть такие люди. Я могу поделиться с ними любой идеей, даже сомнением, я зная, что найду в них понимание и поддержку. В результате такого педагогического взаимодействия, настоящего сотрудничества у меня, и я надеюсь и у них, возникает желание работать дальше, работать интересно. Это учителя, на которых равняюсь я, это учителя,  чьи уроки зажигают во мне желание работать еще эффективнее:  Козыренко Альфия Амировна, которая  передала мне свою любовь к ТРИЗу, Полханова Наталья Владимировна,  давшая толчок  в научной работе с учащимися, Бирюкова Юлия Юрьевна, помогающая на уроках светской этики  стать детям человечнее и многие, многие другие.

    Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.  Именно это является одной из причин моего личного участия в в данном конкурсе.

     Конкурс «Учитель года»  помог мне «на секунду остановиться», обобщить  свой опыт, вспомнить самые счастливые моменты моей педагогической деятельности, проанализировать огромный объем методической литературы, просмотреть множество уроков и мастер-классов. У меня появились новые идеи и огромное желание реализовать их на практике.

     Найти рецепт учительского успеха – мечта любого педагога. Мне кажется, что  такого рецепта не существует.  Но я – учитель, приложу все свои силы, чтобы сбылись три моих заветных желания: пусть моя любовь  учителя согреет учеников в трудную минуту, пусть знания помогут обрести место в жизни, а человеческие качества – выстоять и победить. Пусть драгоценный камешек души каждого моего ученика сохранит часть моего света, тепла, которые я стараюсь подарить им на уроке. Ученики – это продолжение учителя. «По ученикам узнают учителей», - говорил герой притчи о хорошем учителе.

Притча.

Как найти хорошего учителя.

     Родители выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.

 — Какой смешной старик, — засмеялся один мальчик.

 — Эй, маленький толстяк, — скорчил рожицу другой. 

Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу. 

— Ура, я не пойду в школу, — обрадовался мальчик. 

— Пойдешь, но не в эту, — сердито ответил дед.

 — Я сам найду тебе школу. 

Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошел искать лучшего учителя. Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перерыв. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других — дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошел в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор. 

— Дедушка, вам плохо, принести воды? — послышался голосок.

 — У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, — предложил один мальчик. 

— Хотите, я позову учителя? — спросил другой ребенок. 

Вскоре во двор вышел молодой учитель.

 Дед поздоровался и сказал: 

— Наконец я нашел лучшую школу для моего внука. 

— Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. 

Она маленькая и тесная. Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушел. 

Вечером мама мальчика спросила деда:

 — Отец, Вы неграмотны. 

Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?

 — По ученикам узнают учителей, — ответил дед.