Гофман "Щелкунчик"

19.01.2014 21:19

Тема: Мари - главная героиня сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король»

Цели: понять, прочувствовать образ Мари через ее поступки, отношение к окружающему миру и отношение к ней других героев.

Задачи:

Образовательные:

- развивать навыки анализа прозаического сказочного текста, обогащать представление о художественной детали,

- формировать умение выделять связи между явлениями, формулировать выводы и обобщать.

Развивающие:

-развивать творческое видение учащихся, воображение, память,

- формировать умение грамотно работать с книгой

Воспитательные:

- подвести детей к осознанию того, как важно стремиться понять других  и если необходимо, помочь им,

- культуру общения

- формировать творческую активность школьников

- воспитывать потребность общения друг с другом

- Продолжить формирование интереса к предмету.

 

                            

Ход урока:

1.      Орг. момент.

- Здравствуйте, дети.  Меня зовут Мария Владимировна.

2.      Объявление темы и постановка целей

- Сегодня мы продолжим читать и анализировать сказку Эрнеста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король» и подумаем Кто из героев сказки помогает разглядеть волшебство в самых обычных вещах и какой он.

 

Кто?      Какой?

 

3.      Изучение нового материала.

 

- В добрый путь.

 

(Чтение ребенком под музыку при лампе отрывка о елке.) стр. 89

 

- Давайте заглянем под нашу елочку, сколько здесь подарков, ваших любимых игрушек!

- Что вы чувствовали, когда   вы впервые увидели свой подарок? (1 чел.)

- А изменились ли ваши чувства сейчас?

-Почему? (мы ее просто любим, она нам дорога)

                    - Под нашей елкой есть и подарки для героев нашей сказки, догадайтесь для кого?

(4 коробки: часы, солдатик, отвертка, щелкунчик)

                             Родители         брат           крестный

- А это что за подарок? (Щелкунчик)  

- Для кого?  (Мари)

- А почему, ведь Дроссельмеер подарил его всем детям? (Мари любит его больше всех)

Мари

- И глава с которой мы сегодня будем работать так и называется «Любимец»

-  Откройте учебники на стр. 93

- Опишите Щелкунчика, каким вы его видите.

- Прочитайте  и подчеркните слова, которые помогут описать внешность  Щелкунчика глазами  Мари?   (стр.93) (не складный, большая голова, любит нарядно одеться, короткие тонкие ножки)

- Как вы считаете, зачем автор так подробно описывает детали одежды Щелкунчика? (внешность яркая, это рождественский подарок, поможет дать характеристику)

- В описании внешнего вида Щелкунчика есть новые, незнакомые слова.

(Доломан – короткий кафтан (мужская верхняя одежда), украшенный тесьмой; часть форменной одежды гусар.

Позумент(галун) – серебряная или золотая тесьма.

Щеголь – мужчина, любящий нарядно, изысканно одеваться, франт, модник)

- Что мы еще можем рассказать о Щелкунчике зная значение этих слов? (военный, любит нарядно одеваться). Запомните, это пригодится вам на последующих уроках.

- Положите закладку, закройте учебник.

-Возьмите и переверните карточку, на которой нарисована елочка

- Соедините слово с его значением.

- Поменяйтесь карточками и проверьте с помощью учебника правильность выполнения работы.

- Пара, которая выполнила задание поднимает вместе руки вверх)

- Похвалите своего товарища, если что-  то не получилось поддержите его.

- Возьмите и переверните карточку с колокольчиком.

- Работая в парах сравните текст карточки с авторским, вставьте пропущенные слова.

-Подумайте, изменился ли смысл?

(Правда, он был не складный: чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких ножках, да и голова тоже великовата.)

(Очень, как будто)

- Какое отношение Мари  к Щелкунчику передают эти слова?

- А каким увидела Мари Щелкунчика, когда внимательно вгляделась?  (стр.94) (Миловидный, добродушный, доброжелательный, приветливый, , ласковый. Несмотря на внешнюю непривлекательность Мари увидела в нем близкое ей по духу существо, она полюбила его.

-  Каким же нужно быть человеком, чтобы увидеть внутренне достоинства, за внешне непривлекательностью)

Добрая, ласковая, внимательная, чуткая(орешки)

 

- Ребята, а может мы ошибаемся?

-Давайте проверим, что думали о Мари ее родные.

- Сегодня у нас урок чудес и кто – то из вас(кого выберет команда), должен будет стать на несколько минут отцом, крестным, братом и рассказать о Мари, а на орешках вы можете написать качества Мари и прикрепить их на доску.

1 ряд – отец

2 ряд – брат

3 ряд – крестный.

А поможет вам схема.

 

- Расскажите нам о Мари , начните 

Я папа Мари, она девочка

Отец 

Крестный

брат

- Давайте ответим на вопросы начала урока

 - Кто из героев сказки помогает разглядеть волшебство в самых обычных вещах

 - какой он

- А хотелось бы вам иметь такого друга как Мари и почему?

- А теперь  подумайте , а у вас есть такие качества?

 

- Сегодня  мы побывали в рождественской сказке, у нас  настоящая елка, игрушки, как же без подарков, их для  вас сделали  ребята нашей школы.